18 апреля (ст. ст.) / 1 мая – Пасха всечестная!

Праздник праздников, торжество торжеств! Православные люди выше всего ставили подвиг Христов, добровольную жертву Его и победу над смертью. Недаром и день воскресный только у нас именуется Воскресеньем. В русском народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресеньем, Великоднем, и вся Пасхальная неделя – Светлая седмица, Святая, Великоденская, Радостная. Во все время Праздника строго-настрого запрещаются земные поклоны. И чтение в храме не услышишь – одно пение, торжественное и радостное. Считается, что с первого дня Пасхи до самого Вознесения странствуют по Русской земле Христос и Его апостолы в нищенских рубищах, в облике бедняков. И невдомек никому, кто они. Ходят, испытывают людское милосердие, награждают людей добрых и карают злых.

На Пасху русские Государи посещали застенки, больницы, богадельни, пленников и узников, и, приветствовали их: «Христос воскресе!», наделяли одеждою, деньгами и пищею.

Радостно на душе на Светлую Пасху Христову. И полнится Русская земля светом, чтобы хватило силы духа выстоять во всех испытаниях.

20 апреля /3 мая – Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690г.)

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился в 1684г. в деревне Зверки Гродненского повета в семье православных родителей Петра и Анастасии Гавдель. В 1690 году, в день, когда родителей не было дома, младенец был увезен в Белосток евреем-арендатором, где и претерпел мученическую кончину. Как свидетельствует издание в Почаевской Лавре житие святого, невинного ребенка страшно мучили: Гавриила пригвоздили к стене за руки и ноги; сделав рану в боку, стали выпускать кровь из тела. Затем нанесли множество надрезов на всем теле. Тело умерщвленного младенца изуверы выбросили в поле. Три дня собравшиеся возле него собаки отгоняли от него хищных птиц. По их лаю несчастные родители нашли тело своего сына, совершенно не подвергшееся разложению. И через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила остались нетленными.

Особенно многолюдным было торжество в честь Святого в 1914 г . Императору НиколаюII была послана телеграмма: «В лице ныне прославляемого мученика Гавриила Белоруссия вспоминает свои вековые страдания, ослабу от которых она имеет только от Самодержавных обладателейЗемли Русской, посему о Них всегда горячо молится и ныне в священный день памяти умученного младенца умиленно просит Господа услышать мольбы многотысячного собравшегося сюда народа и сохранить Помазанника Своего Государя нашего в здравии и долгоденствии».

В 1915г. во время Германской войны ковчег с мощами был перевезен в Москву и водворен в Храме Василия Блаженного. Настоятель храма священномученик прот. Иоанн Восторгов в июне 1918г. был арестован и расстрелян за антисемитскую пропаганду. Главными доказательствами являлись тропарь и кондак, выгравированные на раке:

Тропарь, гл.5: Святый младенче Гаврииле, ты, за прободенного нас ради от иудей, люте от онехже в ребра прободен был еси, и, за источившаго кровь Свою за нас, все тело твое на источение крове в лютыя язвы предал еси: ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашим.

Кондак, гл. 6: Отечество твое Зверки бысть мучиниче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей – иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.

26 ноября 1919 г . мощи изъяли. Перед Великой Отечественной войной, при неясных обстоятельствах, их вернули в Слуцк, затем перевезли в Минск и, наконец, в Гродно, где они находились до 21.9.1992г. 21-22 сентября состоялась их торжественное перенесение в Белосток (Польша), в кафедральный собор Свт. Николая.

Святой Гавриил считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением.

Кончина Великого Князя Александра Александровича – брата Царя – Мученика (1870).

Скончался от простуды в 15.30 на руках Великой Княгини Марии Феодоровны. Отец младенца записал в дневнике: «Боже, что за день Ты нам послал и что за испытание, которое мы никогда не забудем до конца нашей жизни, но «Да будет Воля Твоя, Господи», и мы смиряемся пред Тобой и Твоею волей. Господи, упокой душу младенца нашего, ангела Александра». Брат почившего двухлетний Вел. Кн. Николай ( Будущий Царь-Мученик) воспринял известие спокойно; прощаясь с Александром поцеловал его в лоб и положил на почившего красную розу.

23 апреля / 6 мая. – Великомучника Георгия Победоносца (303г.)

Мученицы царицы Римской Александры (303г.)

Александра – с греческого значит мужественная. Св. мц. Царица Александра – супруга царя Диоклитиана. Она, хотя и была христианкой, но хранила это в тайне. Видя в Никомидии твердость св. вмч. Георгия среди мучения, она решила, что теперь пора открыто засвидетельствовать свою веру во Христа. Немедленно св. Царица отправилась к месту мучений св. Георгия и припав к его ногам, она во всеуслышание исповедала веру в истинного Бога и обличила суетность и пагубу идолослужения. Озлобленный Диоклитиан осудил св. Царицу вместе с Великомучеником на смертную казнь.

День тезоименитства Государыни Императрицы Александры Феодоровны.

Из дневника Государя за 1895г.: «Именины моей ненаглядной Аликс! В первый раз и ей самой странным казалось справлять новый для нее праздник. После кофе принимали всех садовников с фруктами и цветами, а также большую депутацию от людей Двора, поднесли каждому из нас по иконе. В 10 3/4 приехала Мама из Петербурга и мы отправились к обедне, куда съехалось все семейство».

В последний раз Царственные Мученики отмечали именины Императрицы в Екатеринбурге в 1918г.: «Второй раз взаперти провели именины дорогой Аликс, но на этот раз не всей семьей» (из дневника Государя).

1906г. Царь Николай II провозглашает Основной закон Российской Империи.

Который подтверждает приверженность России принципам Самодержавия.

День Победы над иноплеменными –1945г.

Война с фашистской Германией победно закончилась фактически 6 мая – в день св. вмч. Георгия Победоносца, покровителя Русского войска. Пасха Христова, в 1945г., также выпала на этот день. Таким образом Господь ясно указал на Свое покровительство русскому народу и тот спасительный путь, по которому следует ему идти в истории. Армия же на Руси всегда пользовалась особой народной любовью, а воинская служба считалась делом чести и воинского долга. Вот как отвечал свят. Кирилл, просветитель славян, на вопросы магометан о воинах – христианах: «Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Св. Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, - охраняют Отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику свв. Мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

Итак, воинская служба в православном государстве есть служение Самому Богу, и воины суть истинные слуги Господни, назначаемые промыслительной волей Божией к водворению в обществах человеческих порядка, правды и законной власти, к защищению невинных и обидимых, к обузданию непокорных и злых.

26апреля / 9мая – Поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29ноября – 2декабря 1994 года) установлено ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны.

27 апреля / 10мая – Рождение Великого Князя Георгия Александровича, брата Царя – Мученика (1871г.).

Великий Князь Георгий был Наследником Цесаревичем в 1894 1899гг.

28апреля / 11мая – Святых жен – мироносиц. Православный женский день.

Третье воскресенье по Пасхе посвящается Церковью памяти жен-мироносиц – женщин, последовавших за Спасителем в его земной жизни и не оставивших Его после крестной смерти.

По Евангелию известно семь свв. жен-мироносиц: Мария Магдалина (память ее 22июля ст. ст), Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна.

Издавна этот день на Руси считался и считается православным женским днем, праздником женщин – в отличие от установившегося во времена богоборчества и кощунственного по своей сути празднования 8 марта.

29апреля / 12мая – 1881г. Император Александр III издал указ об укреплении самодержавия.

«Демократия в аду, а на небе – Царство»

История не знает ни одной христианской республики. Республика и демократия возникают там и тогда, где и когда забота людей о спасении души ослабевает или отсутствует вовсе. Мало религиозные народы довольствуются неким минимумом в области религиозных потребностей, а весь жар души отдают устроению правового государства. Так, в языческой римской республике ровно половину календарного года занимали многочисленные избирательные кампании, а вторую половину – зрелища в цирке.

Царское же служение, как пожизненное, возлагает на Государя ответственность и пред Богом, и пред своей семьей, и пред обществом. Да и сам народ может проникнуться истинной преданностью и любовью, столь необходимой для нравственного здоровья общества лишь к такому нравственно ответственному лицу. В условиях же республики никто не сможет любить безликое, многоглавое собрание людей в « парламенте, каждый из которых, равно как и все они вместе, есть ни за что не отвечающие птички, присевшие поклевать у кормушки власти».

Спасение Государя Императора Николая II при покушении на Его жизнь в городе Отсу в Японии (1891г.).

Во время девятимесячного (окт. 1890 – май 1891гг.) почти кругосветного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича на балтийском крейсере “Память Азова” Высокий путешественник посетил Грецию, Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Китай и Японию. Во время пребывания в японском городе Отсу (Оцу) фанатичный японский полицейский совершил покушение на жизнь Наследника Всероссийского Престола. Господь уберег тогда Царя-Мученика. Лишь легкая рана осталась на его главе.

После этого Наследник Цесаревич Николай Александрович прибыл во Владивосток, где 19 мая (ст.ст.) в районе Куперовской пади (ст. Первая Речка) своей рукой положил первое основание Уссурийского участка Великого сибирского рельсового пути.

2мая / 15мая – Въезд в Москву Царя Михаила Федоровча. 1613г.

5мая / 18мая – 1764г. Императрица Екатерина II основала воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт).

Начало женского образования в России.

6мая / 19мая – Праведного Иова Многострадального (ок. 2000 – 1500г. до Р. Х.)

«Подлинно, - писал о прав. Иове свт. Иоанн Златоуст, - нет несчастия человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение такого богатства; и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался он тверже всякого камня, и притом до закона и благодати». По учению Церкви, св. Иов – прообраз страждущего Искупителя мира.

Кончина Императрицы Екатерины I (1727г.)

Из распоряжений Екатерины замечательно: учреждение Верховного Тайного Совета. Ведению этого учреждения подлежали все важнейшие государственные дела и сенат потерял свое первенствующее значение. В 1726 г . открыта Академия наук и учрежден новый орден Св. Александра Невского. Ее царствование продолжалось 2 года.

Кончина великого русского, непобедимого полководца, генералиссимуса, кавалера ордена Св. Андрея Первозванного - Александра Васильевича Суворова 1800г.

Государь Павел Петрович черезвычайно ценил великого русского полководца, отмечая не только военный талант, но и его глубочайшую веру, он говорил о нем: «Ему быть ангелом…» В последней своей четырехмесячной военной баталии в 1799году, Суворов выиграл 10 сражений, разгромил превосходящие силы лучших полководцев Наполеона – Макдональда, Моро, Жуберта, покорил 25 крепостей. Французы потеряли 25 тысяч человек, а наши в три раза меньше, 8 тысяч. За эту победу Суворова награждать было уже нечем – он имел все награды. Тогда император Павел Петрович приказал, чтобы все войска, даже в его присутствии, отдавали Суворову такую же честь, как и государю, т.е. преклоняли перед ним знамена. «Достойное достойному», - писал он фельдмаршалу. Переход Суворова через Альпы, стал ярчайшей демонстрацией силы духа русского солдата. За этот поход , вошедший в историю под именем Швейцарского, государь пожаловал Суворова званием генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге.

Однако дни великого полководца клонились к закату. Вернувшись в Россию, он тяжело заболел. Но поскольку шел Великий пост, то пациент категорически отказывался от всех предписаний лейб-медика Вейкарта, специально присланного для его лечения. Полагаясь более на свой «рецепт», Суворов ревностно посещал церковные службы, много молился, говел и составлял Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. 6 мая генералиссимус пожелал причаститься Святых Таин и в тот же день мирно отошел ко Господу.

День рождения Царя – Мученика Николая II (1868г.).

Появление на свет Царя – Мученика совершилось в 14.30 в Александровском дворце Царского Села. В этот день счастливый Отец записал в своем дневнике: «Бог послал нам Сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить».

В 1894г. в этот день достигший совершеннолетия Наследник Цесаревич Николай Александрович в Большой церкви Императорского Зимнего дворца принес присягу на верность Престолу и Отечеству, а в Георгиевском зале принял воинскую присягу.

В последний раз день рождения Императора Царская Семья отметила в 1918г. в Екатеринбурге: «Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11 1/2 тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо»

7мая / 20мая – Отъезд из Тобольска Царевича-Мученика Алексия, Царевен Мучениц Ольги, Татианы и Анастасии (1918г.)

Отъезд царских детей был обставлен так, что никто даже из слуг не имел возможности с ними проститься. Отправились они на пароходе «Русь», на котором девять месяцев назад Царственные Мученики приехали в Тобольск. Потом следовали поездом. По свидетельству очевидцев, крестьяне близлежащих к железнодорожным станциям сел встречали Царских детей цветами.

В тот же день Алапаевские Царственные Мученики прибыли из Екатеринбурга в Алапаевск.

9мая / 22мая – Перенесение честных мощей, иже во святых отца нашего Николая чудотворца из Мир Ликийских в Бар град (1087г.)

В г. Бари (Италия) в базилике свт. Николая заботами Русского Царя был обустроен мозаичный пол в нижнем приделе храма, в котором покоятся мощи Святого. В 1913г. там же на средства Императора Николая II (пожертвовано 5000 рублей), Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (12 тысяч) и других русских доброхотов стал сооружаться храм свт. Николая в стиле новгородско-псковской архитектуры XV века. Храм был заложен в мае 1913 года. Однако на следующий год, в связи с начавшейся войной, работы были прекращены. Храм был освящен 9/22 мая 1955года.

10мая / 23мая – Прибытие Царевича-Мученика Алексия и Царевен-Мучениц Ольги, Татианы и Анастасии из Тобольска в Екатеринбург. Воссоединение Царственных Узников перед мученической кончиной (1918г.)

Из дневника Государя: «Утром нам в течении одного часа последовательно объявляли, что дети в нескольких часах от города, затем, что они приехали на станцию, и, наконец, что они прибыли к дому, хотя поезд стоял здесь с 2 час. ночи! Огромная радость была увидеть их снова и обнять после четырехнедельной разлуки и неопределенности. Взаимным распросам и ответам не было конца. Очень мало писем дошло до них и от них. Много они, бедные, претерпели нравственного страдания и в Тобольске, и в течение трехдневного пути».

11мая / 24мая – Иже во святых отец наших, равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских.

Празднование памяти славянских первоучителей имело место у славянских народов еще в старые времена, однако впоследствии было забыто. В начале 19 века, вместе с возрождением славянства, оно возобновилось В 1863г. Св. Синод постановил праздновать свв. Мефодию и Кириллу 11мая. Указом Св. Синода 1885г. их память была отнесена к средним церковным праздникам.

В городах Российской Империи 11мая обыкновенно, по благословению местных архиереев,учащиеся всех городских церковных школ, часто совместно с учащимися духовно-учебных заведений, собирались со своими учителями и учительницами на торжественное богослужение в назначенном храме. Это стечение учащихся (в столицах исчисляемое тысячами), по свидетельству очевидцев, было весьма умилительно, а пение ими в храме церковных песнопений весьма трогательно.

12мая / 25мая – Прославление священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913г.)

Еще в 1903г. во время пребывания в Москве Государь посетил пещеру Чудова монастыря, где принял мученическую смерть Патриарх Ермоген, и повелел там устроить церковь во имя Святителя. На Всеподданнейшем докладе Св. Синода о прославлении сщмч. Ермогена Государь начертал 4 апреля 1913г.: «Прочел с чувством истинной радости». На свои средства Царь-Мученик устроил гроб и раку для мощей Святого, а Царица-Мученица изготовила священные облачения для мощей: патриарший куколь, епитрахиль и мантию.

14мая / 27мая – День Священного Коронования Их Величеств (1896г.)

Москва. Древний Кремль. Успенский собор – Дом Пресвятой Богородицы. Священное коронование. Царь-Мученик выбрал для своего коронования трон Царя Михаила Феодоровича; Царица-Мученица – Великого Князя Иоанна III. Первоиерарх, митрополит Санкт-Петербургский Палладий, после коленопреклоненной, от лица всего народа, «Молитвы за Царя» (когда один Император, в короне и порфире, стоял у престола) сказал: «Святая Церковь Православная видит в лице Твоем Царя по сердцу Божию, Богом просвещенного ревнителя веры и благочестия, высокого своего покровителя и защитника, преемственного исполнителя древнего о ней проречения: и будут царие кормители твои (Ис. 49, 23), а Отечество зрит в Тебе, Избранник Божий, богомудрого Зиждителя народного благоденствия, праведного Судию и благопопечительного Отца своего. Радуйся, Россия, радостию велиею! Божие благословение воссияло над тобою в священной славе Боговенчанного Царя твоего. Ты же, Царь Православный, Богом Венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце Твое: верою и благочестием и цари сильны и царства непоколебимы».

Учреждение наперсного иерейского креста (1896г.)

В этот знаменательный день Священного Коронования Император Николай II ввел Государственным указом наперстный священнический крест, возлагаемый при иерейской хиротонии. На лицевой стороне был изображен Распятый Спаситель и помещены следующие Надписи «Господь – Царь Славы» (вверху); «IС ХС» (на концах широкой перекладины); «Ника» (под нижней косой перекладиной). На оборотной стороне креста было написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Лета 1896, мая 14дня». Крест был по-существу заветом Царя Небесного через Своего Помазанника, Царя земного, русскому священству, которому предстояло пасти словесных овец стада Христова, лишенных, по своим грехам, земного Православного Царства.

Цусимское сражение 1905г.

100 лет безпримерному подвигу русских моряков в Цусимском проливе, разделяющем Корею и Японию.

15мая / 28мая – 1591 год. Убийство Блгв. Царевича Димитрия, Угличского и Московского.

Убит в Угличе царевич Димитрий, наследник бездетного Царя Феодора Иоанновича. Следствие по этому делу не привело ни к чему: Феодору донесли, что царевич в припадке падучей болезни сам заколол себя ножом, но народная молва обвиняла Годунова. В 1598г. скончался Феодор и им окончилась династия Рюрика и наступило Смутное время с 1598 до 1613гг.

18мая / 31мая – 1814 год. Заключен Парижский мир.

Завершение войны России с Наполеоном 1812 – 1814 годов. Изгнанием французов из России война не окончилась, Александр I решил продолжать ее и освободить Европу от владычества Наполеона. Русские войска вступили в Париж и восстановили на французском престоле прежнюю династию Бурбонов.

1882 год. Высочайший Указ об учреждении Крестьянского Поземельного Банка. Крестьяне – собственники.

Крестьяне в царствование Императора Николая II были наделены землей в размерах, даже превысивших этот надел при Императоре Александре II. Крестьянский банк, учрежденный в 1882 году, выдавал крестьянам ссуды в размере до 90-100 процентов от оценки приобретаемой земли, под 4 процента годовых. При посредстве Крестьянского Банка крестьяне получили до 15-ти миллионов десятин земли на самых льготных условиях . Кроме того, не менее 25 миллионов десятин земли куплено было крестьянами без помощи Банка. Крестьянам были переданы также земли государственные и удельные, всего около 6 миллионов десятин в европейской России, и все государственные и кабинетские земли в России Азиатской. Наделы в Азиатской России были громадны: 15 десятин на душу, 45 десятин на семью, при отличной земле, дающей нередко двойные урожаи. Причем каждой семье выдавали пособие в 200 рублей золотом, и перевозились они со всем своим имуществом безплатно, за казенный счет. В царствование Императора Николая II переселились в Сибирь около 5 миллионов душ обоего пола и получено ими свыше 40 миллионов десятин земли.

МАЙ

Июнь

 
 
 
 
 
Hosted by uCoz