О чинах
святости
Святой Царь Николай Второй своими добровольными страданиями смертными искупил грех клятвопреступления соборного обета верности законным самодержавным Царям из дома Романовых. Это искупление есть икона, образ первообраза Искупительного подвига Иисуса Христа. Кто отвергает даже саму возможность существования такого чина святости как искупитель, тот находится в иконоборческой ереси. Согласно Православно-Догматическому Богословию, человек может стать искупителем чужого греха, только выполнив следующие четыре требования:
1) Когда на это есть воля Божия и согласие самого Верховного Законодателя и Судии; 2) Когда лице, принявшее на себя уплатить долг…само не состоит перед Богом в таком же долгу; 3) Когда оно добровольно решается исполнить все требования долга, какие только предложит Судия; 4) Когда принесена такая плата, которая бы вполне удовлетворила за долг. (Митрополит Макарий. Православно-Догматическое Богословие. Т2. § 153. Стр.148). Все эти четыре условия Царь Николай Второй выполнил. Кроме того, святой Иоанн Златоуст говорит, что искупителем может быть только Царь и искупителем греха, направленного именно против него. Николай Второй, будучи Царем, искупил грех измены своего народа Царям из Дома Романовых, то есть направленный против него. Искупитель всегда своей кровью и смертью искупает не свои, а только чужие грехи! А потому этот чин святости совсем другого порядка, чем чины святости, приведенные ниже. Искушения, которые претерпевают страдальцы этих чинов святости, так или иначе связаны с их собственными грехами, а не с чужими.
Мученик – это претерпевший искушения (кровные или безкровные испытания, страдания, попущенные Господом), исповедуя своей жизнью истинность учения Христова, во исполнение заповеди любви к Богу своему Иисусу Христу. Эти искушения всегда исходят от христоборцев или от отступников от праведности веры Христовой и так или иначе связаны с личными грехами мучеников.
Страстотерпец – это претерпевший искушения (кровные или безкровные испытания, страдания, попущенные Господом), во исполнение заповеди любви к ближнему своему. Эти искушения всегда исходят от единоверцев (т. е. от православных христиан) и так или иначе связаны с личными грехами страстотерпцев. Этот чин святости Церковь Христова ввела в употребление после прославления русских святых Бориса и Глеба.
Новомученики – это претерпевшие искушения (кровные или безкровные испытания, страдания, попущенные Господом), исповедуя своей жизнью истинность учения Христова, во исполнение заповеди любви к Богу своему Иисусу Христу, верной службой Его Помазаннику – новому земному христу. Эти искушения всегда исходят или от государства, воюющего с царством возглавляемым Помазанником Божиим, или от еретиков, находящихся в ереси папизма или цареборческой. Этот чин святости Церковь ввела в употребление после прославления защитников Царьграда, сохранивших верность Царю Небесному, умирая за живую икону Его – Царя земного при взятии Царьграда агарянами в 1453 году.
Мы видим, что святой, имеющий чин святости мученика никак не может иметь и чин святости страстотерпца, а страстотерпец не может иметь чин святости новомученика, хотя они все претерпевают мучения и страсти, подобные мучениям и страстям Иисуса Христа.