Рождение Пресвятой Девы Богородицы
Святой Иоаким был от колена Иудина; род его происходил от дома царя Давида. Он жил в Назарете и имел жену Анну, дочь иерея Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. Вторая из них, вышедши замуж, имела дочь Елисавету, которая после была матерью Иоанна Предтечи; Анна, мать Пресвятой Богородицы, отдана за Иоакима в землю Галилейскую, в город Назарет. Супруги сии, происшедшие от знаменитого рода, живя по закону Божию, были праведны пред Господом. Имея в изобилии богатства вещественные, они наживали духовные, украшая себя всеми добродетелями и ходя беспорочно в заповедях Господних. На всякий праздник отделяли они от своего имения две части: одну отдавали Богу на церковные нужды, другую нищим. И вот, они так много угодили Богу, что он сподобил их быть родителями непорочной Девы, избранной Ему в Матери. Этим одним уже доказывается, что жизнь их была чистая, святая и Богу угодная, потому что им даровалась Дщерь Святейшая из Святых, более всех угодившая Богу и Херувимов честнейшая. Да! в то время на земле не было людей более приятных Богу, чем Иоаким и Анна. Было много праведно живущих и Богу угождающих, но они превзошли других своими добродетелями и за то обрелись пред Богом достойнейшими произвести на свет Матерь Божию. Без сомнения, столь высокий дар получили они за свою добродетель и святость. Как Сам Господь воплотился от Святейшей и Пречистой Матери, так надлежало, чтоб и Матерь Господа происходила от святых и чистых родителей. Цари земные носят одежды из золотых тканей, а не из простой нити, так и Царь Небесный восхотел иметь Матерь свою, облекаясь в плоть Ее, как в царскую порфиру, не от обыкновенных невоздержных супругов, но от целомудренных и святых. Это самое прообразовалось древле в святой скинии, которую Бог повелел Моисею сделать из багряницы, червленицы и виссона. Дева Мария, вместившая в себе Бога, Которому надлежало пожить с человеками, означала скинию, как сказано: се скиния Божия с человеками, и вселится с ними! (Откр. 21, 3).
Багряница, червленица и виссон, из которых сотканы были покров и завесы скинии, прообразовали родителей Божией Матери и означили их целомудрие, воздержание и совершенное житие во всех отношениях.
Но сим святым супругам Божие изволение определило быть долгое время бесчадными, дабы в самом зачатии и рождении Пречистой Девы явились и сила благодати Божией, и честь Родившейся, и достоинство родивших! Родить бесплодной и уже заматерелой утробе неестественно, и сието доказывает силу благодати, потому что здесь Бог победил естество, разрешив узы неплодия. Родиться от устарелых и неплодных составляет честь Рожденной, потому что Она произошла не от угрожающих плоти родителей, но от воздержных, которые достигли глубокой старости, прожив пятьдесят лет в бездетном супружестве. А достоинство родителей открывается в том, что они произвели на свет для всего мира радость. Они в этом уподобились св. патриарху Аврааму и супруге его благочестивой Сарре, родившим Исаака в старости, по обетованию Божию. Но мы говорим, не сомневаясь, что Иоаким и Анна были более и выше Авраама и Сарры, как и Дева Мария — выше Исаака. Однако же до такой высокой почести дошли они не скоро; они достигли до нее лощением великим и молитвами многими, проливаемыми пред Богом в скорби сердечной. Радость приходит после скорби; бесчестье бывает пред почестью; способ к получению добра есть — прошение, а ходатай — молитва. Много скорбя и сетуя о своем бесчадии, Иоаким в один большой праздник принес дары свои Господу Богу в церковь Иерусалимскую, по принятому обыкновению, со всеми другими сынами Израиля. Бывший в то время архиерей Иссахар не захотел принять даров Иоакима, укоряя его в неплодии: “Ты не достоин того, чтоб от тебя были приняты дары: ты неплоден! По тайным грехам твоим не получил ты благословения Божия!” Также и другой еврей, из колена Рувимова, принесший дары свои с прочими, поносил Иоакима, говоря: “Зачем хочешь ты принести Богу дар твой прежде меня? Разве ты не знаешь, что ты недостоин этого?” Иоаким, услышав такой укор, жестоко опечалился и вышел из храма, покрытый стыдом и униженный... Грустен стал ему праздник. От сильной скорби не захотел уже он возвратиться в дом свой, но пошел в пустыню к пастухам своих стад, и там стал горько плакать о своем бесчадии и бесчестии. Он вспомнил о святом Аврааме, которому и в старости Бог даровал сына и начал усердно молиться Господу, да сподобит и его такого же благословения, да услышит и помилует его: да снимет с него поношение между людьми и даст ему в старости плод супружества, как некогда Аврааму; да назовется и он отцом чаду своему, и да не укоряют его люди как бесплодного и отверженного Богом. Эту молитву подкрепил он постом, не хотя вкусить даже хлеба в продолжение сорока дней. “Не вкушу,— говорил он,— никакой пищи, не возвращусь в дом свой; но слезы будут мне пищею, а пустыня домом дотоле, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев”. Также и жена его, оставшаяся дома, плакала неутешно, услыхав, что архиерей не хотел принять их даров за их неплодие, и что муж ее в великой скорби покинул ее и ушел в пустыню. “Теперь я всех несчастнее: Бог отвергнул меня, люди поносят и муж оставил! О чем мне более плакать теперь? О моем ли бесчадии или о вдовстве, о моем ли сиротстве или о том, что не удостоилась назваться матерью?..” Говоря сие, она беспрестанно проливала слезы и сокрушалась. Прислужница ее, Юдифь, утешала ее как умела, но без всякого успеха. И кто мог утолить грусть великую, как море? Оставшись одна, пошла она в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, поднявши очи вверх, увидела на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Тут скорбь ее еще более умножилась, и она стала вопиять: “Увы мне одинокой, грешнейшей из всех дщерей Израиля, перед всеми женами униженной! Другие носят на руках детей своих и ими утешаются, а я одна лишена этого утешения; от других принимаются дары в церковь Божию, и им оказывают уважение за то, что они рождают чад; а я одна отвержена от церкви Бога моего. Увы, с кем я могу сравнить себя? Ни с птенцами небесными, ни со зверями! Они приносят Тебе плод свой, Господи! а я остаюсь бесплодною. Даже с землею не могу я сравнить себя, потому что она, прозябая и принося плоды свои Богу, благословляет Отца Небесного. Я одна бесчадная на земле! Горе, горе мне, Господи!.. Ты, Который Сарре даровал сына в глубокой старости, Ты, Который отверз утробу Анны, матери Самуила, пророка Твоего, призри на меня и услыши молитву мою Адонаи Саваоф! Ты ведаешь, как между нами поносимо бесчадие. Сам разреши болезнь сердца моего, разверзи узы моего неплодия, да рожденное от меня проведем в дар Тебе благословляя и прославляя всещедрое Твое милосердие!” Плачущей и рыдающей Анне явился ангел Господень и сказал: “Анна! Анна! услышана молитва твоя, воздыхания твои прошли сквозь облака, и слезы твои дошли до Господа. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную! Ради Ее благословятся все роды земные, Ею дается спасение всему миру, и Она наречется Марией!” Анна, услышав сии слова ангела, поклонилась Господу и сказала: “Жив Господь Бог! Если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя имя Его святое во всю жизнь свою!..” Исполнившись радости неизреченной, св. Анна поспешила в храм с благоговением, чтоб воздать Богу свою благодарность и молитву за Его милостивое посещение.
В то же самое время и св. Иоакиму явился ангел в пустыне и сказал: “Иоаким! Бог услышал твою молитву и дарует тебе благодать Свою. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе дочь, и Ее рождение принесет радость всему миру. Вот тебе и знаки истины того, что я теперь возвещаю: ступай в Иерусалим, в церковь Господню, там, у золотых ворот, найдешь супругу свою Анну: ей возвещено то же самое!” Удивляясь сему благовестию ангела, славя и благодаря Бога сердцем и устами за столь великое милосердие, Иоаким поспешил идти в церковь Господню, и там, по словам ангела, у золотых ворот нашел Анну, молящуюся Богу. Он возвестил ей о благовестии ангела, и она рассказала ему о своем видении. Излив взаимную радость и прославляя Бога за столь великую к ним милость, они возвратились из святого храма в дом свой, и Анна зачала в девятый день декабря.
Восьмого сентября Анна родила дочь, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, о рождении Которой возрадовались земля и небо. Иоаким принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благословение архиерея, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. После сего он сделал у себя в доме большой пир, на котором все веселились, прославляя Бога.
Растущую Марию родители хранили, как зеницу ока своего, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет свет миру и обновление естества человеков. Они воспитывали Ее с таким особенным вниманием и попечением, какое надлежало к Ней иметь, как к Матери нашего Спасителя. Они не только любили Ее как дочь, давно желанную, но и почитали в Ней Госпожу свою, помня слова ангела и провидя духом, какие судьбы должны над Ней свершиться. Преисполненная благодати Божией, Она обогащала невидимо тою же благодатью и родителей Своих. Как солнце лучами своими освещает звезды небесные, так Мария озаряла лучами благодати, Ей данной, Иоакима и Анну, так что они, просвещенные Духом Божиим, ясно видели исполнение слов, сказанных ангелом.