21июня/4июля – 1548г. День поминовения в Бозе почивших членов Царского Дома.

Великий Князь и Царь Иоанн Васильевич, по благословению митрополита Московского Макария, установил «общую память благоверным Князем и боляром и христолюбивому воинству и священническому и иноческому чину и всем православным христианам, и оттоле повеле написати ту память в Соборной книги». В старые времена в России был особый панихидный приказ. «А ведомо в том приказе поминовение по мертвых прежних Великих Князех и Царех Российских и Царицах и Царевнах и Царевичах: и которого они прилучатся, по ком творити память на Москве и в городех и в монастырех по церквам указы посылаются из того приказу».

27июня/10июля – 1709г. Праздник о победе, Богом дарованной Всероссийскому Самодержцу Петру Великому над шведским королем Каролом вторымнадесять под Полтавою.

В Петербурге, в память этой победы Императором Петром Великим была построена деревянная церковь Св. Сампсона странноприимца (1715-1718г.г.). Церковь строилась как кладбищенская. На этом кладбище, где были погребены многие сподвижники Петра Великого, часто бывал Император. Позже рядом с церковью был построен каменный собор (1728-1740), сохранившийся до сего времени.
На самом Полтавском поле находилась так называемая “Шведская могила”, где, под гранитным крестом, были погребены павшие на поле воины (их было 1395 человек). Рядом находился прекрасной архитектуры храм в честь преп. Сампсона странноприимца - “покровителя бранного Полтавского поля”.

28 июня /11июля - 1899г. Кончина Наследника Цесаревича Великого Князя Георгия Александровича, брата Царя-Мученика.

Заболевший в начале 1890-х гг. чахоткой, в последние годы безвыездно жил в местечке Абас-Туман на Кавказе. Основал там самую высокую в мире обсерваторию.

30июня /13июля - 1997г. День прославления и первого празднования иконы Валаамской Божией Матери в Валаамском монастыре.

Иконография этой явленной в самом начале Царствования Императора НиколаяII иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных прославленных в Церкви икон Богородицы. Подобные изображения Богоматери в Византии называли - “Николея” - “Победная”.
Валаамская Победная Богоматерь открывается как особая Молитвенница и Заступница Российских Государей Императоров. Это заставляет вспомнить о том, что образ Божией Матери “Николея” был в Византии палладиумом Императорского Дома.
Валаамская Победная и Коломская Державная Иконы являют собой некое единство, помогают понять смысл явления той и другой. Они образуют особый “победно-державный” Покров, под которым прошло Царствование Царя-Мученика Николая Александровича. Промыслом Божиим между явлениями этих икон совершилось крестное несение Российской Державы Царем НиколаемII. Можно сказать, Царь совершил несение Державы Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы, от Валаамской Богоматери к Державной. Определение иконографии Валаамской Богоматери как “Победная” помогает за внешним земным поражением Царствования Николая Александровича увидеть духовную Небесную победу.

1июля / 14июля - 1918г., Екатеринбург. Последнее в земной жизни Царственных Мучеников богослужение.

В этот день в 1918г. было воскресенье. В Ипатьевском доме служил прот. Иоанн Сторожев и диакон Василий Буймиров. В октябре 1918г., вспоминая об этой службе, о. Иоанн рассказывал: “… Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие “Со святыми упокой”. Почему-то на этот раз диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены Семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.
Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце богослужения я прочел молитву к Богоматери, где в высоко поэтических, трогательных словах выражается мольба страждущего человека поддержать его среди скорбей, дать ему силы достойно нести ниспосланный от Бога крест.
После богослужения все приложились к св. Кресту, причем (Императору) Николаю Александровичу и (Императрице) Александре Федоровне о. Диакон вручил по просфоре.
Молча дошли мы с о. Диаконом до здания Художественной школы, и здесь вдруг о диакон сказал мне: “Знаете, о. Протоиерей, - у них там чего-то случилось”. Так как в этих словах о. Диакона было некоторое подтверждение вынесенного и мною впечатления, то я даже остановился и спросил, почему он так думает. “Да так, Они все какие-то другие точно. Да и не поет никто”. А надо сказать, что действительно за богослужением 1/14 июля впервые (о. Диакон присутствовал при всех служениях, совершаемых в доме Ипатьева), никто из Семьи Романовых не пел вместе с нами”.
О последних днях Царственных Мучеников камердинер Государя Т. И. Чемодуров впоследствии говорил, что “Он (Царь) как бы окаменел и не выдавал своего состояния, Государыня страдала и все Молилась”.

ИЮНЬ
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz