От покаяния к воскресению России
Нераскаянный грех
Призывы к покаянию
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, с амвона Казанского собора 8/21 июля 1918 г ., в день Казанской иконы Божией Матери:
«А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до того времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но и оправдывается как законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...».
Россия перед Вторым пришествием. Изд. 2-е. М., 1994, с. 197.
Единственной реакцией на призыв Св. Патриарха Тихона явился Приамурский Земский Собор (1922 г . Владивосток). В масштабах страны подобной реакции не было. Как и Адам, наш праотец, по изгнании, сел против рая, рыдая, так не сразу покаялся и русский народ...
Из выступления М.К. Дитерихса на Приамурском Земском Соборе во Владивостоке (1922), избравшем его правителем Приамурского края:
«...И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения в дружном, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал Святую Русь к прежнем величию и славе...
По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьей, ужасная смута постигла народ Русский, и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей...
Народ земли, разметанной гневом Божиим, несет наказание за свой грех, несет тяжелый, но заслуженный крест за безумное попрание святого исторического завета, за уклонение в своем символе от исповедания чистоты веры Православной и от святыни Единой Державной власти от Бога...
Семя брошено. Оно сейчас упало на еще не подготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесет это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны. И приткнется оно в будущем через предел нашего раскаяния и по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку Земли Русской и тогда даст желанный плод».
Православный Царь-Мученик. М, «Паломник», 2000, с. 740-741.
Осознание необходимости покаяния начало постепенно формироваться в среде русских людей, в рассеянии сущих.
Из речи митрополита Антония (Храповицкого) на Заграничном Соборе в 1921 году:
«Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколько и противомонархической? Кто может осуждать большевистское движение и в то же время одобрять временное правительство? Оно подняло руку на Помазанника Божия...».
Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VI. Монреаль, 1963, с. 36-37.
Из редакционной статьи периодического издания русских эмигрантов «Русская летопись»:
«На всех на нас лежит ответ за кровь Государя и за гибель нашей земли. Одни, в безумии своем, восстали на власть, создавшую Россию; другие, по нерадению и малодушию, не сумели этот мятеж подавить; третьи, по невежеству своему, равнодушно взирали на крушение вековых устоев нашей Державы. И все, и каждый из нас виновны в том, что не сумели сохранить и уберечь Царя своего. И Бог карает за это русский народ. С падением Престола, со смертью Царя, всего лишилась Россия. Величие и славу, святыни и братства... все... все... и даже свое имя она потеряла... Все потеряла, и сама отлетела, как сон... И там, на далеком Севере, где в безымянной, неотпетой могиле покоится прах ее последнего Государя, там же легла и сокрылась Россия. И будет лежать там дотоле, доколе не склонит перед этой могилой колени весь Русский Народ и не оросит ее живой водой своего покаяния. И встанет тогда из Царской могилы Россия, и грозно будет ее пробуждение...».
«Русская летопись». Париж, 1925, кн. 7, с. 7.
Князь Н.Д. Жевахов, товарищ обер-прокурора Св. Синода Царской России, будучи за рубежом, в статье «Причины гибели России» писал, вскрывая духовно-нравственные корни русской трагедии:
«Царь — выше закона. Царь — Помазанник Божий и как таковой воплощает собою Образ Божий на земле. А Бог — Любовь.
Доброта Царя есть его долг, его слава, его величие. Это ореол его Божественного помазанничества, это отражение лучей небесной славы Всеблагого Творца. Доброта подчиненных Царю органов власти — есть измена, воровство, преступление. Кто осуждал Царя за его доброту, тот не понимал существа Царской власти, кто требовал от Царя твердости, суровости и строгости, тот сваливал на Царя свои собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России...
Ни один русский Царь не понимал своей Царской миссии столь глубоко, как понимал ее благодатный Государь Николай Александрович... В этом непонимании русскими людьми природы Самодержавия и сущности Царского служения и выразилось главное преступление русской мысли, попавшей в жидо-масонские сети, и настолько глубоко проникшее в ее толщу, что не изжита даже до сих пор...
Другое преступление русского народа выразилось в непонимании самой России и ее задач... Нет Царя — нет и России, и Русское государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом...
И пока русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не сознают, в чем заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества, и не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет мира на земле».
Кн. Жевахов Н.Д. Причины гибели России. «Новый сад», 1929.
Из речи святителя Иоанна (Максимовича) на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года:
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю и его законным наследникам, а кроме того на главу совершивших это преступление пали клятвы предков — Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их. В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».
Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003, с. 836.
В своих проповедях святитель Иоанн (Максимович) не раз указывал на тяжкий грех, тяготеющий на русском народе:
«Великий грех - поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной... Будем помнить, что это злодеяние совершено в день памяти творца Великого канона св. Андрея Критского, зовущего нас к покаянию. Глубокое сознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика требуется от нас Божией правдой. Но покаяние наше должно быть без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала.
Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003, с. 856-857.
В «Слове по Царю-Мученику» (1960) святитель Иоанн, чья кончина в 1966 году пришлась на день памяти св. Иова, Патриарха Московского (19 июня /2 июля ), принимавшего покаяние у русского народа в 1607 году, говорит:
«Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием...
В один день рухнули величие и слава Державы Российской, оплота мира во всем мире. Подпись Государя Императора Николая Александровича на акте отречения от Престола есть историческая граница, отделяющая великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь... Что же произошло в тот день?.. Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти, покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность Государю Помазаннику Божию и предание его на смерть. Лишен власти, а потом и свободы тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России.
Перед нами, перед Русским народом путь восстания есть путь сознания греха и покаяние. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление Русского народа».
Алферьев Е.Е. Письма святых Царственных Мучеников из заточения.
Джорданвилль, 1983, с. 438, 440.
В 1934 году в Болгарии выходит книга «Русская идеология» архиепископа Серафима (Соболева). На основании святоотеческого учения архипастырь говорит о том, что всему народу в целом необходимо принести покаяние в бунтарстве против власти Помазанника Божия и через это вернуться к смиренной и благодатной вере наших предков:
«Эта смиренная вера будет спасительным достоянием для нас и для России только в том случае, если мы вступим на путь первого выражения смирения, т.е. на путь покаяния во грехах своих, особенно в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди, — в грехе бунтарства против самодержавной власти нашего Царя — Помазанника Божиего. Этот грех является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви - ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет».
Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. М., «Лествица», 2000, с. 82-83.
В следующей работе «Об истинном монархическом миросозерцании» ( 1941 г .) архиепископ Серафим вновь акцентирует внимание на необходимости покаяния:
«...Показывая сущность дела Христова, выясняя миссию Церкви и необходимость, согласно ее требованиям, иметь истинную веру, какую имели наши предки, мы говорим, что эта вера требует от нас покаяния в тяжком грехе бунтарства против самодержавного Царя-помазанника».
Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идея. М., «Лествица», 2002, с. 169.
После второй мировой войны схимонах Никодим (Карульский), бывший унтер-офицер Царской Армии, ставший воином Христовым на святой горе Афон и молившийся за Россию до последнего вздоха, писал:
«За русский народ, за освобождение его от сатанинской власти недостаточно одних молитв, хотя бы и преусерднейших, — требуется всенародное покаяние с глубоким сознанием великого и тягчайшего греха — отвержения Божией власти над собой в лице Помазанника.
Разогнем Библию и посмотрим, как Бог управлял людьми. Согрешили перед Богом ангел и человек — первого ангела без милости Бог отослал во ад на вечные муки, а человеку оставил милость Свою, послал его на землю каяться и обещал возвращение в рай, если он будет соблюдать Божии законы и повеления.
От того времени и начал Бог Своею властью управлять людьми, верующими в Него, и управлял от Адама непрестанно до Николая II, Императора, Помазанника Божия: сперва через посредство патриархов от Адама до Авраама и прочих патриархов включительно, потом пророками — от Моисея до Самуила, а от Давида до Николая II императора — через посредство благодати помазания в царях...
«В наше злое время люди, потеряв веру в Промысл Божий, просили себе свободы, а Божию власть в лице Помазанника Божия отвергли.
Отвергли царскую власть, отдали убить Царя, освободили себя от Божественной власти — и подпали под сатанинскую власть.
Ох! Какой это тяжкий грех!.. И согрешили в нем все русские люди, кто делом, кто словом, а кто помыслом, желанием и согласием. За этот великий грех весь мир страдает, а русский народ — больше всех.
По правде Божией, «кому много дается, от того много взыскуется».
Людям, свободным от прямой сатанинской власти, должно бы вменить всеобщее покаяние. Если эти люди не видят нужды в таком покаянии, то большую вину налагают на себя за грех против Помазанника...»
«Православная Русь» № 14 за 1953 г ., с. 10.
В том же 1953 году Русская Зарубежная Православная Церковь объявила 17 июля днем скорби со строгим постом.
В 60-е годы редактор «Православной Руси» архимандрит Константин (Зайцев) проницательно предостерегал от возможных уклонений от пути истинного покаяния:
«Вне всецело-покаянного обращения к Богу всякая мысль о нашем будущем оказывается прожектерством, самое благонамеренное направление мысли силой вещей превращается в риторику и мечтательство, только отвлекающие от единственно возможного направления воли истинного христианина с момента возникновения Апостасии. Это распространяется даже на такое явление, как Православное Царство! «Монархизм», «легитимность», как таковые, есть риторика и мечтательство, поскольку они получают, в условиях «Апостасии», самостоятельную ценность: так отвлекается лишь сознание верующих от единственно доброго пути...
Иные старцы высокого духовного подъема предрекали восстановление России. Такое упование для нас всех законно. Но что может оно нам дать, если не одно только большое устремление к Богу, как во имя спасения души своей, так и во имя умножения и углубления этой же направленности сознания, у других русских людей! Все остальное было бы именно прожектерством, только оттесняющим и заглушающим единственно действенное в условиях Апостасии направление сознания — покаянное обращение к Богу... Восстановление Православного Царства представимо только в плане некого Сверх-Чуда покаянного перерождения русского народа, и это в такой степени и в таком масштабе, который позволил бы Богу счесть Апостасию несостоявшейся».
«Православная Русь» № 3 за 1970 г ., с. 2-3; № 17, с. 2.
В ответ на попытки некоторой части русской паствы оправдать себя архиепископ Аверкий (Таушев) писал:
«Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном беспримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и в сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей... Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».
Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Т. III, Джорданвилль, 1975, с. 298.
Автору этих строк вторит епископ Нектарий (Концевич), ученик преподобного старца Нектария Оптинского, в слове, сказанном перед прославлением святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских Русской Зарубежной Церковью в 1981 году:
«Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а следовательно, в той или иной степени над каждым из нас».
Ежегодник «Православный путь». Джорданвилль, 1985, с. 45.
В то время как члены свободной части Русской Православной Церкви постепенно осознавали необходимость принести всенародное покаяние, внутри России царило затишье, и народ проходил страдальческий путь, неся крест последствий бого- и цареотступничества. Но вскоре после всенародного празднования 1000-летия Крещения Руси прозвучало слово русского Патриарха. Его Послание, подписанное всеми членами Священного Синода и вышедшее 16 июля 1993 года — в канун дня убиения Царской Семьи, явилось венцом всех призывов к всенародному покаянию, звучавших в течение 75- лет. Этот документ имеет историческое значение, однако, к сожалению, пастве, к которой обращено это Послание, его содержание неизвестно и доныне:
«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.
И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора...
Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знаменем единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся...».
В 90-е годы из Петербурга на всю страну прозвучала всенародная проповедь митрополита Иоанна (Снычева):
«Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала XX веков) связаны с цареубийством...
История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер царской власти - не земной, но небесной, по слову Писания: «Сердце царя — в руце Господа... Куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1).
Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил... »
Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В XX веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты...
Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России — возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обессиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...».
Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная. СПб, «Царское Дело», 1995, с. 38-41.
«Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали в конечном счете один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время — может быть, совсем малое — и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству...
В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства — опыту противостояния смуте и возрождения страны...».
Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. СПб, «Царское Дело», 1995, с. 13-14.
Важным шагом на пути к осуществлению покаяния явился комментарий архиепископа Владивостокского Вениамина (Пушкаря) к Патриаршему Посланию:
«На мой взгляд, нужно... акт покаяния обставить подобающим образом: подготовить соответствующий чин богослужения, принести покаяние всенародно, всецерковно...».
Епископ Вениамин (Пушкарь). Сила русского народа. Владивосток, 1996, с. 16.
Увещательное слово
Мы чаем, что здрогнетеся, и воспряните, и убоитеся праведного нелицемерного Судии Бога, и к покаянию прибегнете, и у возлюбленного Богом царя государя отпущение винам своим испросите.
Сщмч. Ермоген,
Патриарх Московский и всея Руси
«...Убийство Царской семьи — тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны...».
«...Мы снова свидетельствуем, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян...»».
Из Посланий Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II 1993 и 1998 гг.
«Нераскаянность в грехах, — обращается к нам столп православия свт. Иоанн Златоуст, — более возбуждает гнев Божий нежели сам грех». Нераскаянность есть хула на Духа Святаго {преп. Исаак Сирин).
Каждый из нас, православных христиан, знает, что «всякий грех, тяготеющий совесть, надо спешить очистить покаянием, ибо грех отгоняет благодать, лишает дерзновения и молитвы, черствит и охлаждает тем более, чем дольше держится...» (свт. Феофан Затворник). Грех отделяет человека от Бога.
«Начало русской истории было отмечено убиением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные беды?» (из Послания Святейшего Патриарха 1993года). Ныне тем более за нераскаянность в страшных грехах вероотступничества и невозбранения цареубийства попущены на нашу страну великие и неисчислимые бедствия: гражданские и мировые войны, рассеяния, репрессии, уничтожение миллионов российских людей, блокада, голод, разорение храмов Божиих, расчленение страны, расточение ресурсов и богатств России, а главное — нравственное падение людей, армии и народа в целом. И сегодня повсеместно совершаются убийства, уносящие жизни сотен людей. Эта страшная трагедия нашего бытия — повод для самого серьезного раздумья.
Боль и страдания в душе вызывает облик нынешней разоренной России. Некогда духовно единый в своем сословном и национальном разнообразии народ являет сейчас собою множество чуждых друг другу людей, партий и группировок, пытающихся растащить Дом Пресвятой Богородицы.
Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода призывают к покаянию и венчают собой длинный ряд подобных по смыслу посланий и обращений, начиная с великого исповедника святого Патриарха Тихона и в течение 86-ти лет возобновляющихся духоносными отцами — исповедниками, святителями и старцами Русской Православной Церкви. В первом своем послании (в 1993 году) Святейший цитирует слова святого Патриарха Тихона, сказанные в 1918 году с амвона Казанского собора: «...На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович... и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...». Но этого осуждения не произошло.
Убийство Помазанника Божия, «будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, ...лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании» (из Послания Св. Патриарха 1993года) и оставляет свою печать не только на поколении, допустившем это убийство, но и на последующих.
После пленения Царя государственным и военным заговором в марте 1917 года уже через три дня Синод от лица Церкви отменил поминовение Помазанного им же на царство и издал указ поминать на богослужениях клятвопреступное временное правительство. За этим вероотступничеством военных высшего сословия, членов царского правительства и членов Синода естественно последовало и попустительство цареубийства народом и армией, прельщенных в своей совести такими вероломными «благословениями» и приказами. Как молнией, с головы до ног поразилось все общество предательством, распявшим Святую Русь.
Но веруя во всемогущество Божие, понимая, что новая великая смута допущена Господом нашему Отечеству для вразумления народа Своего, мы не сомневаемся в том, что спасительное соборное единство возможно. «Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства» (из Послания Патриарха 1993 года). Возможно оно только под омофором Матери-Церкви через соборное всецерковное покаяние и получение разрешения от тяжких грехов вероотступничества и попустительства цареубийства в надежде на то, что Господь переменит гнев Свой на милость.
«Во гневе Своем Отец Небесный не только не отвращается от нас, но и гневается для того, чтобы хотя таким образом привлечь нас к Себе. Он только на время отвращает от нас Лице Свое, чтобы соединить нас с Собою на веки» (свт. Иоанн Златоуст). «Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас, ибо все злое и скорбное приключается нам за возношение наше. Сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся» (преп. Марк Подвижник). Эти святоотеческие слова имеют для нас огромное значение, ибо они нашли себе оправдание в жизни Российского народа. «Если мы хотим спасения себе и России, мы должны самым делом вернуться к вере наших предков, основанной на смирении и покаянии, которые низводили на них благодать Святаго Духа, а вместе с нею ограждали их от дьявольской гордости, от ее еретичества и безбожия, как источника всех бедствий, переживаемых нами ныне» (архиепископ Серафим (Соболев)). Этим спасительным для России шагом смиренной веры нашей и явится акт соборного покаяния в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди — в грехе бунтарства против самодержавной власти и невозбранения убийства нашего Царя, Помазанника Божиего, происшедшего в день памяти святителя Андрея Критского, автора Великого покаянного Канона.
«Как благодать на благодать, людям по крещении дано покаяние» (прп. Исаак Сирин), оно есть второе возрождение от Бога, если совершается «без всякого самооправдания и оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала» (свт. Иоанн (Максимович)) и решительным желанием исправления и совершения благих дел по воле Божией, противоположных прежним грехам. «Покаяние есть древо жизни, воскрешающее мертвых грехами» (преп. Ефрем Сирин). «Покаяние есть дверь милости, отверстая усиленно ищущим его, сею дверью входим в Божию милость, кроме этого входа не обретаем милости» (преп. Исаак Сирин). Эта милость изливается на главу нашу от Претерпевшего за нас Спасителя через разрешительную молитву священноначалия и подает обновление духа, радость великую в сердце и силу идти по пути сознательного и смиренного исполнения воли Божией, благоденствия и мирного жития во всяком благочестии и чистоте.
«Удивительная сокрыта сила в таинстве покаяния, — пишет свт. Феофан Затворник. — Сознание грехов умом только, без исповеди и разрешения, неудовлетворительно для кающегося и почти всегда остается бесплодным для жизни. Здесь точно происходит запечатление христианина — благодатное... Самовольно ничего нельзя взять у Господа».
В Отечественной нашей истории в смутное время при двух Патриархах святых Иове и Ермогене в 1607 году принесено было всенародное покаяние после содеянных грехов святотатства, клятвопреступления и цареубийства и произнесена Патриархом над народом разрешительная молитва. Этот исторический прецедент дает нам сегодня твердое основание верить в необходимость прощальной, разрешительной молитвы за грехи вероотступничества и попустительства цареубийства, к покаянию в которых призывают святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод в своих Посланиях 1993 и 1998 годов. Подобные обстоятельства современной России также указывают на единственный выход по православному мировоззрению — на чин всенародного всецерковного покаяния. Совершение конкретного чина соборного покаяния с отпущением вышеназванных грехов по примеру первых Патриархов на Руси святых Иова и Ермогена вселяет твердую надежду на духовный рассвет и воскресение многострадальной России по пророчествам святых.
В новом нашем смутном времени русские люди утратили понятие о богозаповеданной миссии нашей исторической самодержавной Руси, что и привело Россию к гибели. Богом ей назначено быть хранительницей и свидетельницей до конца веков православной веры и соответствующей православной государственности, которые являются спасительными не только для всех православных народов, но и всего мира.
Русь покаявшаяся восстановит ту правду Божию, которою просветится весь мир. «Я предвижу, — пророчествовал всероссийский пастырь св. прав. Иоанн Кронштадтский, — восстановление мощной России еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу... Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня». Нам, русским людям, необходимо понять это, возблагодарить Бога и покорно сообразовать свою волю с Его Божественною волею, всеблагой, всесовершенной, всеспасительной.
Как некогда евангельский блудный сын самовольно уклонился от воли любящего отца своего и от дома его, неблагодарно расточив усвоенное им имение, живя блудно, так и мы, российские люди, от воли Отца Небесного, так же как и от отца земного, своего богоданного Царя, отступили на унижение, духовное обнищание и опустошение наше. Но болезнью духа вопием: «Отче, согреших на небо и пред Тобою и уже несмь достоин нарещися сын Твой, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» (Лк. 15:18-19).
Возлюбленные во Христе! Таким сокрушенным и смиренным сердцем принесем искреннее покаяние, к которому призвал нас дважды Патриарх наш! «Не будем более отлагать и ждать того дня, в который само покаяние не принесет нам никакой пользы» (св. Иоанн Златоуст). «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6:2). Покаемся, приближибося царствие Небесное. Сотворим плод достоин покаяния, уготовим путь Господень, правы сотворим стези Его (Мф. 3:2,3,8). Да ниспошлет нам Господь Бог наш Свою всесильную благодать на покаяние, деятельное исправление и восстановление попранной правды и любви Божией, молитвами и жертвенным подвигом кротчайшего святого Царя-Мученика и сострадательнейшего отца нашего Государя Николая, его Наследника святого Царевича Алексея, всех святых Царственных Мучеников и всех святых, в земле Российской просиявших! Да радость будет в доме Отца Небесного — в Церкви земной и небесной о чадах благодати Его, мертвых и оживших, погибших и обретшихся. Аминь.